Возможности самоконтроля

Выступление начальника отдела №5 Государственной инспекции труда в Саратовской области Кербицковой Д.С. в ходе семинара на тему «Охрана труда: молодые работники особенно уязвимы», организованного ЧОУ ДПО «БИППиПК» совместно с администрацией Балаковского МР накануне Всемирного дня охраны труда.
– Роструд предлагает Вам уникальную возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства с помощью Электронного инспектора труда. Это Вы можете сделать на сайте Роструда.
С помощью данного ресурса Вы можете получить информацию об отсутствии или наличии нарушений в организации по тематике проверяемых трудовых отношений.
Также у Вас есть возможность с помощью предоставленных инструментов сформировать план работы службы охраны труда, ответственных лиц, устранить выявленные нарушения, получить инструкции к действию, шаблоны и образцы документов.
Выбирая тот или иной Проверочный лист, помните, что проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника, а не организации в целом. Важно, чтобы перед началом проверки Вы определили конкретного работника, в отношении которого будете проводить проверку.
По окончании самопроверки Вы сможете распечатать акт проверки и получить рекомендации к устранению выявленных несоответствий законодательства.
Для написания обращения в онлайн инспекцию необходима регистрация на портале госуслуг, данное ограничение введено для того, чтобы система могла идентифицировать человека и пресечь направление жалоб от неизвестных лиц.
В 2018 году в порядок проведения проверок были внесены некоторые изменения. Одним из направлений проводимой в настоящее время реформы контрольно-надзорной деятельности является переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности работников.
Современный надзор в сфере труда должен способствовать улучшению условий труда, информационной обеспеченности работников и работодателей, стать полноценным и востребованным помощником, как для граждан, так и для бизнеса. Применение риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий позволяет сосредоточиться на проверках тех организаций, деятельность которых связана с повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью людей, тем самым снизить административную нагрузку на бизнес.
Все работодатели распределены на 5 групп риска. В зависимости от присвоенной работодателю категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет.
Например, один раз в два года проверяются работодатели, деятельность которых отнесена к высокой категории риска. Не чаще, чем один раз в шесть лет – работодатели, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки не проводятся.
С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок работодателей, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска, в обязательном порядке применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года проверочные листы (списки контрольных вопросов) должны будут применяться при проведении всех плановых проверок.
Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включённых в чек-лист, то есть наиболее значимых требований, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Проверочные листы в электронной форме размещаются в открытом доступе на официальном сайте, так что работодатели могут самостоятельно до плановой проверки подготовиться по каждому пункту, проверив и выполнив установленные законом требования.
Часто задают вопрос о том, а какие чек-листы применяются в той или иной проверке. Применяются те чек-листы, которые применимы к Вашему предприятию, Вашему виду деятельности.
В соответствии со ст.9 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 26.12.2008 N294-ФЗ обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обусловлена типом (отдельными, характеристиками) используемых ими производственных объектов, а в случае осуществления видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, также отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.